close

Вторая мировая продолжается!

Вторая мировая продолжается!


Та далекая война уже не докатывается далеким фронтовым эхом до сегодняшней Украины. Давно высохли слезы...


…матерей и жен, затянулись рубцы ветеранских ран, и кровавые реки текут совсем в других точках планеты. Но какое место Вторая мировая и ее последствия занимают в современной социально-культурной среде?

Просто, «по-народному» войну сегодня не воспринимают – она трансформировалась в некое подобие культурного пласта. Когда я был в Германии, то был поражен большим количеством передач и фильмов о Второй мировой на телеэкранах. Поскольку немцы не смогли забыть (хотя изо всех сил пытались) свою историю, они решили ее преобразить в огромный мир бликов прошлого, где центральное место заняли не самые одиозные лидеры фашизма, а простой немецкий Ганс, который со шмайcсером наперевес действует в рамках солдатского долга.

Взять хотя бы фильм «Das Boot» («Подводная лодка»), в котором показывается стоическая мужественность немецких подводников. Хотя, хеппи энда в фильме, конечно, нет. И, в принципе, немецких кинемотагрофистов можно понять – не в последнюю очередь, они руководствовались совестью. Трудно быть нацией, которая не может гордиться своим прошлым.

Иные мотивы у американцев. Исходя из их кинопродукции, война выиграна исключительно усилиями доблестных звездно-полосатых воинов. Так, в описании событий Сталинградской битвы («Враг у ворот») бойцы Красной армии показаны хаотичным стадом… Да, воюй мы так в действительности, победа вряд ли стала бы реальностью! Кстати, после выхода картины на экраны, вдова прототипа главного героя, высказала свое неприятие этого фильма.

Впрочем, глупо упрекать кинематографистов США - их фанатический патриотизм и снисходительная небрежность к остальным нациям давно стали «притчей во языцах». Хотя, некоторые мэтры все же пытаются – хоть в какой-то мере – быть объективными. Некий компромисс между совестью и зрелищностью пердполагает трехчасовая киноэпопея Стивена Спилберга «Список Шинглера», где без явной занимательности рисуется борьба еврейского народа за свое выживание. Проступает желание художественно воспроизвести два феномена: еврейскую покорность и немецкую жестокость. Но зато Спилберг «исправился» в «Спасении рядового Райана» - идеологическая основа фильма ничем не уступает советским штампам в стиле «хороший немец - мертвый немец».

Резон создания подобных фильмов на 99,99 процентов - коммерческий гешефт. Такие картины изображают стилизованные события, при этом, не отображая их исторически достоверно. Это похоже на то, как в фильме «Гладиатор» легионеры бегали в джинсах…

Как вариант своеобразного «отражения» Второй мировой сегодня можно назвать также некоторые компьютерные игры. Известна история о том, как, увидев на мониторе внука сцены из хитового шутера «Возвращения в крепость Вольфенштайн», дед-фронтовик поощрил подобную «забаву»: мол, до чего же лихо придумали! Конечно, создателем игр сложно передать ощущения человека, заживо сгорающего в танке, но благодаря достижениям компьютерной графики, некоторое «игровое» представление о подобной «забаве» получить можно.

Всемирная паутина тоже стала вместилищем довольно обширной информации о последней мировой. Например, задав в системе поиска google свою фамилию, я обнаружил сайт, посвященный моему деду – Герою Советского Союза.

Впрочем, интернет открыл дорогу и продолжателям идей фашизма, которых в свое время уничтожали наши деды. Война продолжается?

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 1976 (07.09.2007)
Просмотров: 943 | Рейтинг: 0.0/0