close

12:05
какая судьба ждет российский автомобильный рынок

Перемешать, но не взбалтывать

В четверг Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) распространил данные по продажам новых автомобилей в России в январе 2009 года. Судя по озвученным АЕБ цифрам, первый месяц нового года стал самым провальным с начала мирового кризиса. В январе россияне купили всего 116 тысяч 899 автомобилей - это на 33 процента меньше, чем было продано за тот же период 2008 года.

Год 2008
По итогам 2008 года первая пятерка самых продаваемых иномарок в России выглядела следующим образом:

Chevrolet - 235466 шт.
Hyundai - 192719 шт.
Toyota - 189966 шт.
Ford - 186828 шт.
Nissan - 146547 шт.

Рейтинг продаж по моделям:

Ford Focus - 93496 шт.
Lacetti - 81656 шт.
Renault Logan - 74300 шт.
Hyundai Accent - 66378 шт.
Toyota Corolla - 63986 шт.

Но если бы в прошлогодней статистике были отечественные машины, то первая пятерка самых продаваемых машин выглядела бы совсем иначе:

Lada 2105/2107 - 185 тысяч шт.
Lada Samara - 167,4 тысячи шт.
Lada Priora - 128,6 тысячи шт.
Lada Kalina - 94,1 тысячи шт.
Ford Focus - 93,5 тысячи шт.

На первый взгляд, ничего страшного - в США продажи новых автомобилей в январе упали на 37 процентов, в Европе - на 27 процентов. Но здесь стоит сделать маленькое отступление: дело в том, что в течение последних двух лет АЕБ вела статистику продаж только по иномаркам, включая те, что выпускаются на территории России.

А последний отчет ассоциации содержит в себе данные по всем автомобилям, доступным на российском рынке, включая "Лады", "ГАЗы", "Ижи" и так далее. Вот и получается, что если из январской статистики 2009 года вычесть все отечественные автомобили, то окажется, что спрос на иномарки по итогам этого месяца упал в два раза. И это уже можно назвать катастрофой.

Shake it!

Январь, в принципе, очень наглядно продемонстрировал, что и в каких количествах россияне покупают и, скорее всего, будут покупать в течение всего 2009 года. Если взглянуть на свежие статистические данные, то складывается впечатление, что кто-то взял рейтинг по продажам за прошлый год и хорошенько его встряхнул. Те, кто еще недавно входил в пятерку и десятку лидеров, неожиданно провалился во вторую десятку и наоборот.

Определенную неразбериху внесли и появившиеся в рейтингах российские производители. Но мы все же попробуем разобраться, что же в итоге произошло.

Наибольшей популярностью у российских покупателей в январе традиционно пользовались автомобили Lada - за месяц было продано 29 тысяч 110 машин Волжского автозавода, что на 38 процентов меньше, чем годом ранее. Второй по успешности отечественный производитель занимает 16-е место - это подразделение "Группы ГАЗ", выпускающее коммерческие автомобили (3089 машин). На довольно высоком 21-м месте оказалась марка "УАЗ" (1773 автомобилей, минус 39 процентов по сравнению с прошлым годом), которая сумела обогнать немало именитых зарубежных брендов. Ниже "УАЗа" в таблице оказались Suzuki, Fiat, Subaru, Citroen, BMW и Land Rover.

Еще одна российская марка - "Иж" - с показателем 734 автомобиля (в статистику включены продажи универсала Lada-2104, собираемого в Ижевске) по итогам месяца сумела подняться на 29 место, опередив Volvo, SsangYong, Mercedes-Benz, Infiniti и Audi.

В "адаптированном" рейтинге продаж иномарок, который получается вычеркиванием из общего списка российских производителей, по-прежнему лидирует Chevrolet - 10 тысяч 11 машин за месяц. Это на 27 процентов меньше, чем годом ранее. С четвертого на второе место неожиданно поднялся Ford, сумевший реализовать 7952 автомобиля (-18 процентов). Зато со второго на четвертое место упала марка Hyundai - 6567 автомобилей (-48 процентов). Снижение показателей обусловлено, по мнению многих экспертов, резким падением спроса на Hyundai Accent российской сборки.

Третье место в январе сумела удержать компания Toyota (7327 машин, минус 37 процентов), а пятое - Nissan (6251 автомобиль, минус 27 процентов).

Компания Mitsubishi Motors, занявшая по итогам 2008 года девятое место, из-за падения спроса на 50 процентов опустилась на 17-е место, а Renault (-43 процента) опустилась с 10-го на 14-е место. В результате на 9-м и 10-м месте рейтинга расположились марки Opel и Honda, продажи которых снизились не так сильно (на 34 и на 2 процента соответственно).

В январе 2009 года "УАЗ" обогнал по продажам
Suzuki, Subaru и Land Rover

На фоне катастрофического падения продаж у большинства иностранных компаний, в январе были и те, кто сумел улучшить свои показатели. В лидерах роста продаж оказалась, к примеру, компания Citroen - спрос на французские машины вырос почти в два раза! Кроме нее продажи увеличили марки Fiat (+43 процента), Skoda (+22 процента), Volkswagen (+39 процентов) и Peugeot (+62 процента). И если французские марки "остались в плюсе", в первую очередь, за счет сохранения максимально низких цен и скидок на прошлогодние автомобили, то остальные, скорее всего, удержались в верхней части рейтинга лишь благодаря сборочным производствам на территории России.

Ощутимый рост наблюдался и у некоторых марок премиум-сегмента - Infiniti (+70 процентов), Volvo (+60 процентов), Jaguar (+143 процента). Абсолютным же лидером по росту спроса оказалась компания SEAT - продажи испанских автомобилей увеличились в четыре раза!

Продажи новых автомобилей в России за январь 2009 года (по данным АЕБ)

Маркиянварь 2009январь 2008проц.
LADA2911046624-38%
Chevrolet1001113753-27%
Ford79529753-18%
Toyota732710639-37%
Hyundai656712698-48%
Nissan62518563-27%
Opel38115802-34%
Honda36603750-2%
Kia36356446-44%
Mazda34813762-7%
Peugeot3288202762%
Renault32535691-43%
ГАЗ Коммерческие автомобили30898655-64%
Volkswagen2882207739%
Skoda2787228022%
Mitsubishi22744544-50%
Daewoo19177194-73%
УАЗ17732921-39%
Suzuki12942017-36%
FIAT123586443%
Subaru10681140-6%
Citroen94847998%
BMW901931-3%
Land Rover7691060-27%
Lexus74359824%
Иж (вкл. ВАЗ 2104)7341472-50%
Volvo70743463%
ГАЗ6891686-59%
SsangYong644762-15%
Mercedes-Benz6426302%
Infiniti57734070%
Audi513907-43%
Volkswagen коммерческие автомобили330464-29%
Chery2901721-83%
Great Wall284876-68%
BYD25623210%
Lifan23515651%
Geely215--
Dodge103228-55%
Jeep88124-29%
SEAT8320315%
Jaguar8535143%
Mercedes-Benz Vans71122-42%
Porsche716215%
Cadillac5356-5%
Hummer48464%
Mini362450%
SAAB3249-35%
IKCO30260-88%
Chrysler3063-52%
Isuzu15--
Alfa Romeo1226-54%
ВСЕГО116899175063-33%

Up'n Down

В рейтинге моделей первые четыре места оккупировали модели Lada - Priora, Samara, "классика" (Lada 2105/07) и Kalina. Но если рассматривать только иностранные модели, то здесь произошли весьма неожиданные перестановки.

Первые два места традиционно занимают Ford Focus (+3,2 процента) и Chevrolet Lacetti (-40 процентов). А вот на третье, аж из второй двадцатки (по итогам 2008 года), неожиданно поднялась Toyota Camry. При том, что спрос на эту модель увеличился всего на 30 процентов.

Причина взлета "Камри", судя по всему, кроется в падении спроса на все остальные модели. Продажи Renault Logan в январе снилизись в два раза, Kia Spectra - на 69 процентов, Chevrolet Aveo - на 85 процентов. А таганрогский Hyundai Accent, который в конце прошлого года занимал четвертое место, и вовсе откатился за пределы "Топ-25" самых продаваемых иномарок.

Peugeot 308 впервые попал
в "Топ-25" самых продаваемых моделей в России

Зато Peugeot 308, который год назад не смог попасть в этот рейтинг из-за малых объемов продаж, по итогам января поднялся сразу на 10 место - за месяц россияне купили 1551 автомобиль этой модели. "В плюсе" оказался также кроссовер Honda CR-V (+30 процентов), Hyundai Tucson (+15 процентов) и Mazda3 (+7,8 процента).

25 самых продаваемых моделей в России за январь 2009 года (по данным АЕБ)

МестоМаркаМодельянварь 2009январь 2008
1LadaPriora80577626
2LadaSamara791112816
3Lada2105/2107628312375
4LadaKalina48165843
5FordFocus45224374
6ChevroletLacetti30724315
7ToyotaCamry24711735
8ChevroletNiva23392985
9ГАЗГазель21916669
10MazdaMazda321531985
11ChevroletLanos21422031
12RenaultLogan20434192
13HyundaiGetz18452682
14OpelAstra (вкл. Astra Cario)16662266
15Peugeot3081551-
16KiaSpectra15452618
17HondaCivic14991847
18Lada4x414981577
19HyundaiTucson14961270
20NissanQashqai14201477
21ChevroletAveo14102622
22ToyotaRav413971621
23HondaCR-V1245869
24SkodaOctavia10281155
25NissanNew X-Trail10121180

Как отмечают эксперты АЕБ, впервые за свою историю российская статистика по продажам новых автомобилей начинает год с падения показателей, а не с их роста. И если сразу после Нового года представители ассоциации говорили о том, что продажи автомобилей по итогам года снизятся на 19 процентов, то теперь они называют уже более точную цифру - не больше 1,9 миллиона автомобилей.

Если учесть, что эта цифра включает в себя российские марки и коммерческие автомобили, то падение продаж по итогам года, получается, составит больше 30 процентов. И это много - ведь по итогам 2008 года только одних иномарок было реализовано больше двух миллионов штук.

Future

Предсказать, что будет происходить с российским автомобильным рынком в течение года на основе данных только за январь - невозможно. Можно лишь строить прогнозы. По некоторым из них, из-за снижения покупательской способности россиян и неизбежного роста цен на новые машины объемы продаж по итогам 2009 года упадут почти в два раза. Такой вариант развития событий считает вполне вероятным директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, за 12 месяцев в России будет продано не больше 1,7 миллиона новых машин - вдвое меньше, чем в 2008 году.

Другой вариант – падение суммарных продаж на 25-30 процентов, как и прогнозируют эксперты АЕБ, но с одновременным изменением структуры самого автомобильного рынка России. Это означает, что россияне будут по-прежнему покупать новые машины, но уже не японской, американской или немецкой, а российской сборки. И это не обязательно будут «Лады» или «Волги» - в России уже сейчас работает несколько крупных автозаводов, выпускающих современные «иномарки», которые за счет локальной сборки смогут удержать цены на свою продукцию на приемлемом уровне. Особенно по сравнению с импортируемыми моделями, которые из-за высоких пошлин и роста курсов валют уже подорожали на 20-30 процентов.

Но практически все эксперты придерживаются одного мнения – понять, какая судьба ждет российский автомобильный рынок, можно будет не раньше весны или даже лета. Когда станет понятно, что происходит с российской и мировой экономикой, ценами на нефть и множеством других факторов, от которых, как оказалось, напрямую зависит наше с вами благосостояние. Придется подождать.

Михаил Цымбал

Просмотров: 703 | Добавил: 1976 | Рейтинг: 0.0/0