close

00:50
посмотрел пласмасовый "Кружовник"

Многие раньше скучали по Олимпиаде, плакали, когда улетал мишка… Нынче многое забыто – страна очень резко изменила курс, раструсила свои закрома и стала не одноразовым праздником, а постоянным гламурным капиталистическим раем для избранных и адом для всех остальных. Но раем она была и раньше – для тех, кто был у кормушки. Фильм «Кружовник» - схематическая страница учебника истории застоя, чуть промокшая от слез семиклассницы. Той семиклассницы, про которую потом споет В.Цой.

Такого схематического фильма я не видел давно. Видимо это часть плана – погрузить человека в социалистический реализм (наизнанку). Чего там говорить 1980 год – серьезный откат в прошлое («Груз 200» переносил в 1984, «9 рота» - в 1988). Но схематизм фильма действительно переплюнул рамки 1980 года – это просто конец тридцатых годов. Но тогда художники творили незатейливые агитки из-за шкурного страха или просто куска хлеба (в 1980 – уже куска хлеба с маслом). Но что заставило снимать «Кружовник» в стиле шаблонного нанизывания фактов с кучерявыми и корявыми «перипетиями» в 2007 году? Может это госзаказ напомнить про 101-ый километр, бульдозерную выставку или красных директоров? Чудные бомжи первые прыгнули в машину времени и перенеслись в начало восьмидесятых – где их никогда не было (тем более в последний день Олимпиады).

Ну да ладно – фильм все равно посмотрел с удовольствием, ведь я себе представил так – это просто стеб. Художник-авангардист в коммуналке встречает авангардных милиционеров, которые потом передут в Ленинск (наверное), едет в авангардном автобусе в авангардной компании по авангардному городу. Потом авангардная погоня и сентиментализм лошадиными дозами вплоть до финала. А финал в стиле «до перестройки оставалось долгих пять лет…».

История советского отечества, конечно, в фильме карикатурна. Хотя правда «зачисток» и смешна, и печальна. Например, через молдавское село несли олимпийский огонь. Местное КГБ получило распоряжение убрать с улиц живность – курей и гусей. Но ретивые местные служивые устроили тотальную чистку – всем приказали сидеть дома. И огонь проносили через мертвое село – ни одного человека.

Потому эти полуанекдотические истории создают правдивую канву эпохи – совсем не такую забавную в то время. Может и надо говорит про бульдозерную выставку, но перед просмотром этого фильма молодому поколению стоит пересмотреть все серии «Намедни». Парфенов документально показал эпоху, а вот с художественной стороной «Кружовника» эпоха фанерная. Просто дешевая декорация для истории маленькой любви.

Философия фильма более социальна, чем эстетична. Мол, и тогда люди продавались, и тогда были богатые и бедные. Но я хотел бы сказать отдельное спасибо авторам фильма, что они не переусердствовали в философии. Иначе фильм просто невозможно было-бы смотреть. А так его смотреть можно (на шару, извините). Платить за него деньги я бы не посоветовал. Ну разве что пересняли бы погоню (шутка).

 

Иван Братусь
Просмотров: 703 | Добавил: 1976 | Рейтинг: 4.0/1