close

22:02
Служение воскресных школ

История

Служение воскресных школ.

Мировая история ВШ.

     История баптизма в России, как было уже отмечено, является частью мировой истории, так же, как и служение ВШ. Обучение всегда было неотъемлемой частью жизни христианской церкви. ВШ предполагает систематическое обучение библейским истинам с целью обращения человека к Богу и его духовного укрепления и роста. Подобные формы обучения существовали и существуют. Бог обращался к малой группе - Адаму и Еве. Иисус Христос собирал учеников для обучения, что это, как не класс ВШ?

     Достаточно долгий период мировой истории образование детей и молодежи был приоритетом семьи, позже внимание уделялось обучению мальчиков, впоследствии и девочки были вовлечены в этот процесс (впервые об этом заговорил один из самых влиятельных учителей ранней Церкви Иероним – одно из его писем посвящено христианскому воспитанию девочек).

    Входя в историю Реформации и зарождения протестантизма нельзя обойти тот факт, что в истории европейской общественной мысли Мартин Лютер (1483-1546) -родоначальник Реформации, является реформатором системы образования. Убеждая жителей немецких городов строить школы, Мартин Лютер писал: «Где на построение городов, крепостей, памятников, арсеналов расходуется одна золотая монета, там нужно израсходовать сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, может показать путь другим ко всему честному, ведь добрый и мудрый муж есть драгоценное сокровище всего государства; он имеет больше значения, чем блестящие дворцы, груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы».[1] 

    Начало же современной воскресной школы можно отнести к 1780 году, когда Роберт Рейкс, житель города Глочестера в Англии, начал свою работу среди детей. Он был христианином, и его заботила преступность и необразованность общества. Ему было небезразлично, как люди (взрослые и дети) проводят воскресный день - день поклонения Богу. Рейкс открыл экспериментальную школу для детей из бедных семей, которые шесть дней в неделю работали на фабриках, а воскресенье для них было днем свободы и, часто, – правонарушений. Роберт Рейкс увидел, что детям нравится учиться, их жизнь изменилась, улучшилась дисциплина. Отчет о работе школы, помещенный Рейксом в своем журнале, обратил на себя большое внимание общества и прессы. Все газеты в Англии перепечатали этот отчет. Благотворные последствия этой работы привлекли много горячих приверженцев. Тут и там начинали следовать новой методике воспитания детей. Из многих государств специально приезжали делегаты для ознакомления с организацией новой школы. Последствия работы Рейкса были огромными.

    Уильяму Фоксу, баптистскому диакону из Лондона, принадлежит заслуга перевода воскресных школ Роберта Рейкса на основу строгого библейского обучения с добровольными учителями (волонтирами). Он пришел к убеждению, что «в христианской стране, к тому же протестантской, не принимается мер для обучения бедных детей, о которых так много заботятся безбожники». Благодаря его же усилиям 7 сентября 1785 года в баптистской церкви на Прескот-Стрит в Лондоне было организовано Общество Воскресных Школ для спонсирования деятельности этих школ.

     Постепенно воскресные школы стали образовываться во многих западных странах. Там они достигли большого расцвета, как в количественном отношении, так и в отношении своего высокого духовного уровня. Школы эти объединялись в союзы по вероисповеданиям, а эти союзы, в свою очередь, объединялись в один общий союз данной страны. В 1803 году был организован Лондонский Союз Воскресных Школ, а в 1824 году стал существовать уже Американский Союз Воскресных Школ. Союзы Воскресных Школ разных стран сорганизовались в один Всемирный Союз Воскресных Школ, имеющий в Лондоне собственное здание с прекрасной библиотекой для учителей. Первый международный съезд воскресных школ был созван в Балтиморе (США) в 1875 году. Каждые четыре года происходили Всемирные съезды работников воскресных школ. Благодаря заседаниям на этих съездах, различным конференциям и также благодаря прекрасной богатой выставке, всегда проходящей одновременно со съездом, каждый участник такового мог лично убедиться в высоких стремлениях и задачах воскресных школ и впечатляющих результатах ее работы.

     В 1920 году в столице Японии – Токио проходила всемирная конференция. Японское правительство положительно отозвалось о высоком уровне преподавания в воскресных школах и, принимая во внимание всю ту пользу, какую приносят государству эти школы, оно окружило их особой заботливой опекой, а самому христианству в знак признательности дало целый ряд привилегий, каких оно до сих пор не имело.

Вторая всемирная конференция произошла в Глазго (Англия). Согласно статистическому материалу, предложенному этой конференцией, к Всемирному Союзу Воскресных Школ принадлежало на тот момент 347.000 школ с 2.9157.149 учениками и 35.251.923 учителями. Если из этого огромного количества устроить шествие и участников поставить в ряды по 80 человек в каждом на расстоянии 60 сантиметров, то эта армия заняла бы пространство около 240 километров. А если бы эти ряды промаршировали перед нами со скоростью 5 километров в час, то мы должны были бы ждать 53 часа, когда последний ряд прошел бы перед нами.

   Первая половина XIX века отмечена быстрым ростом ВШ во многих странах на всех континентах. Это движение подхватили Африка и Азия, Австралия и Океания, Европа, Южная и Северная Америка.

 

1907 год

1932 год

Школы

255 000

360 000

Учителя

2,5 млн.

3,3 млн.

Ученики

около 22,0 млн.

36,5 млн.

 
Исторический контекст, в котором родилась и развивалась ВШ.

     Начало XIX века – время культурного и духовного подъема. Согласно указу, принятому в 1803 году, страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось организовать университет. Екатерина II заложила основу для продолжения развития женского образования. Были открыты новые институты для дворянских дочерей в Москве, Петербурге, Казани и других городах. Сильно отставало начальное народное образование: отдельные школы существовали при православных церквах или были организованы и поддерживались помещиками, но общей системы образования не было.

Положение улучшилось с развитием земской школы. В 80-х гг. XIX века начинает расширяться сеть церковных школ. Церковные школы имели целью распространять в народе образование в духе православной веры и Церкви. Церковные школы подразделялись на начальные, предназначенные для начального обучения детей и взрослых, и учительские - для приготовления учителей в начальные школы.

    К концу XIX века всего лишь четверть населения России было грамотным. Важную роль в развитии образования сыграли православные миссионеры. Духовное образование можно было получить в школах при церквах, монастырях или семинариях.

    Наиболее раннее упоминание о ВШ в России среди баптистов относится к 1875 г. Тресковский В.Н. основал ВШ в Тифлисе (Тифлиская община существовала с 1869 года). Эта ВШ стала образцом для устройства ВШ в евангельско-баптистском братстве.

 В.Н. Тресковский получил образование в Санкт-Петербургском университете. Он был учителем местной классической гимназии и преподавал в духовной семинарии.

Необходимо отметить, что на тот момент баптизм переживал не самый легкий период.

Так как начальное образование было тесно взаимосвязано с православной церковью, то перед братьями вставала проблема: отдавать детей в православные школы или же оставлять их неграмотными, поэтому во многих исторических документах ЕХБ прослеживаются размышления о необходимости учить грамоте и другим важным дисциплинам в ВШ.

Для верующего, ставшего баптистом, один факт отрыва от православной церкви означал, что его ребенок не будет иметь образования, брак не будет сочетаться, хоронить будут как еретика. Это не пугало наших братьев, но человека, находящегося перед выбором стать баптистом или остаться православным, было серьезным испытанием.

    ВШ быстро распространялись. Важно отметить, что служители ВШ уже в 1875 году отправили письмо-приветствие на Первый Международный Съезд Воскресных Школ, который проходил в Балтиморе (США) в 1875 году.

     Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от  17 апреля 1905 года легализовал положение баптистов в России, что значительно облегчило работу ВШ.

Наиболее полное представление о жизни ВШ можно получить, ознакомившись с материалами Объединенного съезда представителей баптистских юношеских и девичьих кружков, а также учителей ВШ (братьев и сестер), состоявшегося в Ростове-на-Дону 2-5.10.1909г. Статус ВШ был достаточно высок в церкви. Это можно заключить хотя бы из того факта, что руководил ими один из семи братьев, составляющих правление Союза на тот момент.

    С докладом о духовном значении ВШ выступил Василий Прокофьевич Степанов, пресвитер, одаренный проповедник и христианский поэт. Он отметил несколько моментов, говорящих о важности развития этого служения и о способах его организации:

- обучение для пресечения развития греха в жизни ребенка

- об организации классов ВШ и о построении уроков

- о необходимости развивать школы в губерниях и открывать курсы для обучения учителей

- об издании журнала для детей и информационного листка для учителей, в котором они могли бы обмениваться опытом.

    Степанов В.П. обратил внимание делегатов съезда на положительные результаты служения ВШ в общине, членом которой он являлся: «Несколько лет тому назад для детей нашей воскресной школы я получил 110 экземпляров Нового Завета …Все 110 экземпляров я раздал детям и попросил каждого ребенка на первой странице написать: «Господи, дай мне любить, читать, принимать и исполнять эту книгу», и сделать свою подпись. Прошло три года, и Господь посетил нашу воскресную школу: более взрослые девочки, а потом и мальчики, стали обращаться к Господу. Десять обращенных детей Господь дал в пробуждение нашей церкви и верующим в нашем селении. С того момента в течение года в нашем селении и окрестных селах обратилось и было крещено около 200 человек, более – молодежь».

     В октябре 1905 года под руководством И.С. Проханова в Петербургской общине евангельских христиан был создан Совет по делам воспитания и образования. Были организованы 6-недельные курсы для проповедников. Следующие наборы были проведены в 1906 и 1907 годах.

     Всего с 1905 по 1911 годы было проведено 8 Всероссийских съездов. На них были затронуты и вопросы, касающиеся христианского обучения: об учреждении юношеского журнала 2Друг молодежи»; об отправке молодых братьев для обучения в Лодзинскую богословскую семинарию (было послано 11 братьев); об учреждении совместной с российскими немцами-баптистами и братскими меннонитами богословской семинарии в Москве; о ходатайстве об учреждении Российского библейского школьного общества для организации школьного образования детей.

    В течение 1912-1916 годов деятельность союзов баптистов и евангельских христиан была парализована: не разрешалось проведение съездов, преследовались даже совещания правлений и советов союзов.Но Совет евангельских христиан в 1912 году получил разрешение на открытие 2-годичных Библейских курсов в Петербурге, которые просуществовали немногим больше года (до начала войны) и были закрыты.

     23 января 1918 года Советом Народных Комиссаров был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В начале 20-х годов при общинах почти везде были созданы воскресные школы. Советское правительство усмотрело в этом нарушение декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», и 21 января 1921 года издало специальную инструкцию, а Наркомюст дал разъяснение, согласно которому преподавание вероучения детям, не достигшим 18-летнего возраста, разрешалось лишь на дому (в семейном кругу), либо – по поручению родителей – посторонним лицам «…при условии, чтобы это преподавание не вылилось в форму групповых занятий (не более 3-х детей в группе)».[2] Чтобы поддержать процесс обучения детей, во многих церквах родители получали инструкции и наставления и были в состоянии сами выполнить на дому работу по проведению воскресных школьных занятий.

    В январе 1925 года в Ленинграде Прохановым И.С. были открыты годичные курсы для подготовки проповедников, которые просуществовали до середины 1929 года, выпустив около 400 проповедников Евангелия.

    1 декабря 1927 года были открыты очные трёхгодичные Московские Библейские курсы баптистов. Но им не суждено было завершить обучение даже первого набора курсантов (50 человек): в 1929 году они были закрыты. Началась эпоха воинствующего атеизма.[3]

    Период 1929 - 1942 годов отмечен суровыми переживаниями в жизни баптистов и евангельских христиан. В апреле 1929 года прошел II Всесоюзный съезд воинствующих безбожников, на котором была принята резолюция, обвинившая «сектантские организации» (в том числе баптисты, евангелисты, адвентисты, методисты) в том, что они являются «политической агентурой... и военно-шпионскими организациями международной буржуазии...» Вслед за этим вышло постановление ВЦИК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях». Это постановление значительно ограничивало права верующих. В числе прочих ограничений было запрещение организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания; библейские, рукодельнические, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки и отделы. Обучение детей стало проходить тайно, в обстановке максимальной секретности. Начиная с 1929 года все ВШ были закрыты. Многие преподаватели продолжали нести это служение в условиях подполья, за что подвергались гонениям, а некоторые – тюремному заключению.

       В 1944 году произошло объединение двух братств: баптистов и евангельских христиан (этот процесс шел с начала XIX века). В связи с прекращением прямых гонений 1945-1949 годы отмечены духовным пробуждением в церквах евангельско-баптистского братства: повсеместно проходила легализация церквей; поместные общины росли за счет новых членов; возвращались те, кто ранее охладел в вере.

   Со смертью Сталина у руля Советского государства стал Никита Хрущев (1953-1961гг.). Началась «хрущевская оттепель». Политика нового советского лидера была весьма интересной: с одной стороны подчеркивалась недопустимость ущемления прав верующих и оскорблений совести; с другой – указывалось на необходимость усиления борьбы с религией. Хрущев заявил, что собирается идти к коммунизму и брать с собой баптистов не намерен. Началась активная атака на христианскую молодежь. Однако именно в этот период в братстве активно развивалось молодежное движение: организовывались хоры, оркестры, группы по изучению Священного Писания. Все это вызвало большое недовольство властей. Началась активная кампания по борьбе с религией, которая достигла своего апогея в 1959-1964гг.

    Несмотря на непрекращающиеся гонения со стороны властей, последующие годы стали временем активного молодежного служения. Во многих регионах страны наблюдалось духовное пробуждение среди молодежи. Братство нуждалось в подготовке служителей. С этой целью в феврале 1968 года были открыты Заочные Библейские курсы (ЗБК). На 41-м съезде ВСЕХБ была отмечена благословенная деятельность этих курсов, которые к этому времени осуществили уже 2 выпуска (95 служителей в октябре 1968г., 84 - в марте 1971г.). О расширении работы курсов и усовершенствовании программы обучения шла речь на Всесоюзном съезде в декабре 1974 года. В 1979 году при ЗБК было организовано регентское отделение (1-й набор - 15 человек). К 1980 году Библейские курсы имели 2 отделения - трехгодичное пастырское и двухгодичное регентское.

     Конец 80-х годов прошлого столетия отмечается легализацией евангельско-баптистских церквей. Во многих церквах открываются ВШ. В 1990 году, при Духовном центре Союза ЕХБ организуется Отдел по воскресным школам.[4]

    В 1991 году ЗБК переименовывают в Библейскую школу. В 1992 Библейская школа присоединяется к вновь образованному Заочному Библейскому институту (ЗБИ) Евро-азиатской Федерации. На базе этого института в 1992 году организуется факультет преподавателей воскресных школ (ПВШ).

    С мая 1993 по сентябрь 1995 года при ЗБИ Союза ЕХБ России ведется обучение по программе "Воскресная школа всех возрастов". На XXX Всероссийском съезде ЕХБ 17 марта 1998 года в докладе В.С. Рягузова было оповещено о предстоящей реализации в 1998 году программы «Воскресная школа для всех возрастов» в поместных общинах церквей ЕХБ.[5]

   С 2003 по 2005 гг. в Московском богословском институте проведено обучение группы учителей ВШ по программе «Магистр христианского образования».

 
Современные ВШ.

    В настоящее время развитие ВШ можно отнести к категории активного восстановления:

разрабатываются перспективные планы по обучению преподавателей, взращиванию помощников путем наставничества, развитию различных форм межцерковного общения, осуществляется написание обучающих пособий для учащихся и преподавателей ВШ и т.п. Во многих церквах нашего братства работают не только детские, но и молодежные школы и ВШ для взрослых, как это рекомендовал съезд 1909 года. Воскресные школы имеют свой Устав, программы обучения (в том числе и для преподавателей), группы разделяются по возрастным категориям, занимаются евангелизацией неверующих.

   Статистические данные убедительно свидетельствуют о том, что в поместных церквах открываются новые ВШ, увеличивается число учащихся и преподавателей, посвятивших себя на это служение:

Год
Церкви и группы
Члены церкви
Молодежные лидеры
Молодежь
ВШ
Учителя
Учащиеся
2006
1746
75.804
505
6.060
718
1.801
12.107
2007
1763
75.816
535
8.189
758
2.055
12.888

     В настоящее время служение ВШ нацелено на развитие межцерковного общения и единения братьев и сестер на федеральном уровне. С этой целью проводятся различные семинары, конференции, съезды служителей ВШ. Кроме того, активно развивается сотрудничество с другими странами: с Америкой, Германией, Белоруссией.

 
Заключение.

             Современные ВШ в поместных церквах евангельско-баптистского братства переняли все историческое наследие предыдущих поколений. И даже сейчас ВШ имеют подобную форму, которая была в Тифлиской общине.

   Старшее поколение в тяжелейших условиях тоталитарного режима сумело сформировать и предать нам богатое духовное наследие. На нас лежит ответственность сохранить его и, преумножив, передать следующим поколениям христиан в России. Необходимо помнить о важности сохранения преемственности поколений. Верующие призваны нести Благую Весть людям, и важным моментом в этом служении является евангелизация детей и молодежи, и последующее обучение их с целью укрепления в вере. Церковь и ВШ должны быть неразрывно связаны, и направлять свои усилия на духовный рост людей, преподавая им чистое евангельское учение.

 
 
 
 
 
 
 
 
 


[1] Попов В.А. Светочи христианства. С. 46-47

[2] Сборник Одесской богословской семинарии “История баптизма”. С. 379-380

[3] Сборник Одесской богословской семинарии “История баптизма”. С.388-389

[4] Христианское Слово. Юбилейный номер к 130-летию ЕХБ. С.26

[5] Христианское Слово №2, 1998 г. Доклад В.С. Рягузова на XXX Всероссийском съезде ЕХБ. С. 21.



http://baptist.org.ru/
Просмотров: 969 | Добавил: 1976 | Рейтинг: 0.0/0